В гостях у Pravda.Ru популярный советский и российский певец, композитор, а сегодня уже и не менее известный автор заметок и комментариев в блогосфере Юрий Лоза. Главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и музыкант Юрий Лоза беседуют о качественной музыке, песенном творчестве, любви с первого взгляда, семье и дискуссиях в социальных сетях.
Модная музыка уже не цепляет
— Поговорим о музыке. Вы продолжаете активно работать
— Я продолжаю работать только потому, что люди слушают мои песни, они им нужны.
— Это люди старшего поколения или молодежь?
— У меня разные поклонники. Я и для молодых работаю, и на дискотеках. Любой умный, думающий человек начинает со временем искать интересную музыку.
Я даже себя вспоминаю, свои давние пристрастия. Пластинки каких-то исполнителей покупали за безумные деньги, а сейчас слушаю этих музыкантов и понимаю, что мне это не нужно. Тогда они казались мне интересными. Жужжащие гитары, длинные волосы, вызывающие одежды. Сейчас я их слушать не могу.
Но в то же время, из того же периода я вдруг вычленяю каких-то исполнителей, о которых ранее я не знал. Именно сейчас они мне интересны. Цепляет не то, что модно было, а то, что хорошо и качественно сделано.
— В старых песнях слова — это поэзия, не то, что сейчас.
— Потому что профессионалы писали, члены Союза писателей, которые знали, что делают. А сейчас этим занимаются все подряд.
Удивительно, как я в молодости выдерживал четырехмесячные гастроли? Хотя тогда у меня не было семьи. Сейчас себе представить не могу — четыре месяца по гостиницам. Переезды бесконечные, работа изнуряющая. Но это была молодость, меня все устраивало.
— А о чем вы тогда пели и говорили, и о чем сейчас? Есть разница?
— Недавно увидел одну из записей своего старого интервью, так я говорил в два раза быстрее, чем сейчас. Я вообще болтун по жизни и тогда говорил очень много, в том числе и ерунды. Сейчас я уже говорю меньше, потому что больше знаю. Думаю, что пройдет еще лет десять-пятнадцать, я скорее буду вообще помалкивать и кивать головой.
Мне отец в свое время сказал, что лучший отдых — это смена деятельности. Поэтому, когда я работаю, допустим, над книгой, то не пишу песни, мне интересней эта книга. Я написал пьесу, мне тоже интересно было этим заниматься. Два года я создавал гитары. Сидел, изобретал, придумывал что-то. Мне тоже этим интересно заниматься, но мне сейчас не интересно писать песни.
В мире сюжетов тридцать, на которые можно написать песни. Я сочинил свои сто песен. Практически по 3-5 песен на один сюжет уже выдал. Каждая новая песня будет повторением пройденого. Это будет плагиат и самоплагиат. Зачем же мне писать о любви, когда я написал о ней уже пять песен? Что нового я могу сказать?
— С годами меняется восприятие.
— Ну, вот представьте, раз в десять лет я буду писать о любви. Сначала напишу о том, что у меня неуемная любовь, второй раз, что любовь уже умещается в какие-то рамки, в третий раз, что любовь — это одна из маленьких частей нашей жизни. Я думаю, что к годам семидесяти я напишу, что любовь — это нечто такое, на что мы смотрим с другой стороны реки.
Я не верю в любовь с первого взгляда
— Вы как-то сказали, что не верите в любовь с первого взгляда.
— Я и сейчас не верю в любовь с первого взгляда, и тогда в нее не верил. Мы опять приходим к вечным понятиям — любовь, родина, чувство долга и так далее. Это все опять же познается в сравнении, что такое любовь или нелюбовь. Вот мне 62 года сейчас, я понимаю, что есть влюбленность, и есть любовь, это два разных совершенно чувства. Влюбленность, она не обременена ничем, это предмет обожания и все.
Любовь, она всегда окружена большим количеством каких-то сопутствующих фактов, условий, положений и так далее. Любовь может быть очень похожа на привязанность, на привычку.
Как говорил Жванецкий, жена после пятидесяти лет супружеской жизни уже как сестра. Я с ним согласен. Нас уже слишком много связывает. То, что мы знаем друг о друге, то, что нам пришлось вместе пережить. Но молодому человеку все это не покажется любовью, потому что он воспринимает любовь по-иному. Может быть, вот такой трепетной влюбленности у меня сейчас нет. Зато есть более прочное чувство, основанное на каких-то более серьезных столпах.
Иногда уважение перевешивает любовь. Очень многие живут друг с другом только уважая. Я когда-то услышал такую формулировку, что в супружестве надо придерживаться «правила трех «У» — уважай, уступай, удерживай. Если эти три фактора соблюдаются, то брак состоится.
— А еще — «меньше знаешь, меньше слышишь, меньше говоришь».
— Иногда из уважения можно что-то и не заметить. Наверное, это правильно, на что-то можно обратить внимание, на что-то, возможно, не стоит.
— Это, наверное, касается не только супругов, но и вообще близких людей, друзей. Иногда совершенно не обязательно быть излишне принципиальным. Мое мнение, что в спорах истина не рождается, она там умирает. Каждый все равно останется при своем мнении. Но если, к примеру, говорить про социальную сеть «Фейсбук», где постоянно происходят какие-то споры и дискуссии, то там да, спорящие стороны могут убивать друг друга виртуально. У вас почти 40 тысяч подписчиков — это весомая цифра.
— Зайдите на мою страницу, вы не увидите ни одной полемики. Я не дискутирую, я пишу о том, что думаю, и все. Они сами без меня там копья ломают. Бывает под постом по двести, по триста комментариев, ожесточенно рубятся между собой. Я просматриваю это, конечно. Когда-нибудь, по итогам своих фейсбучных статей обязательно сделаю книжку.
— Скажите, вы, когда выступали на свадьбах, то видели, кто из молодоженов будет жить, а кто нет? Какая семья будет счастливой, а какая несчастной?
— Это невозможно понять. Я же не знаю, как эти люди будут себя вести в реальной жизни, какие факторы им мешают. Любовная лодка разбилась о быт, ведь никто не отменял эту фразу?
Я недавно в интернете нашел один интересный диалог. Один человек другому говорит: «Ты постоянно плачешься, что все не так. Надо полюбить то, что ты делаешь и начать получать от этого удовольствие. Тот ему отвечает: «Да знаю, я так спился».
Я знаю многих музыкантов, которые ушли в зеленый змий, кто-то в наркотики, либо в другие какие-то нирваны.
Из одной и той же среды люди выходят в совершенно различные измерения. Один уходит в семью, другой — в политику, третий — еще куда-то. Люди ищут, человек счастлив настолько, насколько он смог наполнить свою жизнь смыслом. И вот наполняют постоянно.
В силу моей профессии мне хватает общения вне дома, и поэтому я больше не ищу его на стороне, мне уже не хочется идти в какую-то компанию. Наоборот, хочется вернуться домой. У кого-то нет такой возможности, поэтому рвется из дома для того, чтобы найти общение. Вот две разных ситуации.
Моя профессия дает мне возможность быть семьянином и домоседом. Мне нравится лежать на диване. Почему «Фейсбук» мне нравится — в любую секунду можно закрыть планшет.
У меня есть возможность общаться, когда я этого хочу. У меня пять тысяч друзей, сорок тысяч подписчиков, но я читаю от силы десять человек, на остальных у меня «подписка отменена». Лента не летит. Иначе я просто ничего не успею увидеть. Но, у меня там есть явные либералы, есть явные патриоты, есть национал-большевики. Каждый человек несет определенную идеологию, свою точку зрения, которую аргументирует.
— То есть, вы берете неких типичных представителей каждого направления?
— Именно так. Я ними со всеми в нормальных отношениях, иногда их «лайкаю» и комментирую. Причем даже тех людей, которых считают моими врагами. Если он интересную вещь какую-то выложил, почему не «лайкнуть», не сказать ему спасибо или не прокомментировать?
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовала
Инна Новикова