Для меня большим открытием стало знакомство с Мэриллин Мюррей, которое состоялось благодаря книге «Узник иной войны». Оторваться от этой книги было невозможно. Это был и триллер, и роман, и психотерапевтическая история, оновременно ужасающая и вселяющая надежду. После этого я услышала о Методе Мюррей, и отнеслась к нему весьма скептически. Не очень понятно было, куда его приложить и прислонить, он не укладывался ни в одну психотерапевтическую концепцию. Он выходил за рамки, будучи очень земным, очень честным, очень терапевтичным. Сама создатель Метода — Мэриллин Мюррей — очень неординарная и удивительная женщина. Ее бабка и дед по отцовской линии из-под Саратова, они в свое время пострадали от сталинских репрессий, остались в живых и на воле переехали в США. Есть еще одно, о чем хочу сказать — Мэриллин — протестантка, она долгое время работала на протестантскую общину, была волонтером, помогала людям не будучи терапевтом. Ее отношение к Богу видно в Методе и часто пугает атеистов или тех, кто верит в своего Бога, надконфессионального или в рамках других конфессий. Мэриллин же говорит о Боге , скорее, как о Совести, о принимающей Родительской фигуре, как о том, на кого можно опираться и кто любит и принимает каждого безусловно. В этом нет одержимости и нетерпимости. Это очень мягко и поддерживающе… После знакомства с Мюррей по ее книге, я попала на тренинг, который проводила ученица Мэриллин у нас в городе. Тренинг был о близости, о том, что мы живем со своими родными и близкими, на самом деле, очень на расстоянии. И что не дает нам сближаться, и как, все-таки, стать ближе к себе, к супругам, к детям, к родителям. И как удерживать при этом свои границы. На этом тренинге я и узнала про такой замечательный инструмент как: «Круги близости, ответственности и влияния», о котором сейчас расскажу. Возьмите вот такой шаблон и расположите в нем все, что Вам близко. Это могут быть люди, животные, дела, работа, хобби. Делайте это спонтанно, так, как приходит в голову. А теперь вот то, что на самом деле должно происходить в Вашей жизни. Вот, как это выглядит. 1-ый круг, центральный— в нем только Ты и Бог. Ты — потому, что вся эта жизнь — твоя, ты — самый главный актер в пьесе твоей жизни, которая написана совместно с Богом. В данном контексте прошу не напрягаться атеистов. Поместите вместо «Бог» в первый круг «Совесть», «Реальность», то, что как Вы считаете руководит всем в этом мире. Бог должен присутствовать как опора и безоценочно любящий и принимающий, Родительская фигура.
2-ой а круг — для мужа/жены, для того, с кем делите постель. Поэтому родители и дети, попадающие в этот круг говорят о проблемах, связанных с психологическим инцестом. Если супруга нет — это место должно быть пустым и не занятым. Тогда рано или поздно в него может придти партнер.
2-ой б — здесь должны быть несовершеннолетние дети, которые живут с вами.
3-й круг — для взрослых детей и родителей. Проблемы сепарации решены.
4, 5, 6 — это круги для друзей, работы, хобби, домашних питомцев еще множества всяких вещей, которыми заполнена ваша жизнь.
Дальше приведу один опросник, который поможет в работе с моделью «Круги близости». Как разобраться с теми, кто входит в круги 2 и 3.
А вот как бывает: Что можно сказать об этой модели? Самое первое — это созависимые отношения в семье, где жена не присутствует в своей собственной жизни. Зато ее много в жизни мужа. Если дочь совершеннолетняя, то она занимает не свое место, а место мужа. Здесь возможен «психологический инцест», такие дочки могут навсегда остаться в родительской семье или сбежать из нее в замуж. Работа находится на не предназначенном для нее месте, занимая позицию несовершеннолетнего ребенка . Иногда в такой ситуации детей нет вообще, ибо есть замена им — работа. Убиться и умереть на работе в таком случае очень просто. И ощущение несправедливости, что не признают и не продвигают может быть тоже очень сильным. Мать занимает правильное место в жизни женщины, круги близости мы сейчас рассматриваем как пример. Практикующим психологам этот инструмент может быть полезен в начале терапии своим охватом всей жизни клиента, пониманием того, что происходит в его жизни в целом, что для него важно, что нет, насколько его жизнь им управляется и кто те люди (и не только), кто близки клиенту. Другая функция — рефлексивная, дать клиенту возможность взглянуть на свою жизнь самостоятельно, своими глазами, не через взгляд психолога. Ну и, наконец, как скрининговый инструмент, с помощью которого можно оценить изменения, которые происходят в жизни клиента благодаря процессу терапии. Есть у этой модели и особая функция — меры близости… Когда чувствуешь дисбаланс в том, что происходит в твоей жизни, можно сделать этот тест и посмотреть на наглядную картину твоего бытия. Сделать выводы и заняться переустройством жизни. Будучи психологом самому себе. Ну и конечно, я всем желаю, чтобы в вашей жизни все было на своих местах, особенно вы сами. Колобовская Людмила |
Для меня большим открытием стало знакомство с Мэриллин Мюррей, которое состоялось благодаря книге «Узник иной войны».
Оторваться от этой книги было невозможно. Это был и триллер, и роман, и психотерапевтическая история, оновременно ужасающая и вселяющая надежду.
После этого я услышала о Методе Мюррей, и отнеслась к нему весьма скептически. Не очень понятно было, куда его приложить и прислонить, он не укладывался ни в одну психотерапевтическую концепцию. Он выходил за рамки, будучи очень земным, очень честным, очень терапевтичным.
Сама создатель Метода — Мэриллин Мюррей — очень неординарная и удивительная женщина. Ее бабка и дед по отцовской линии из-под Саратова, они в свое время пострадали от сталинских репрессий, остались в живых и на воле переехали в США.
Есть еще одно, о чем хочу сказать — Мэриллин — протестантка, она долгое время работала на протестантскую общину, была волонтером, помогала людям не будучи терапевтом. Ее отношение к Богу видно в Методе и часто пугает атеистов или тех, кто верит в своего Бога, надконфессионального или в рамках других конфессий.
Мэриллин же говорит о Боге , скорее, как о Совести, о принимающей Родительской фигуре, как о том, на кого можно опираться и кто любит и принимает каждого безусловно. В этом нет одержимости и нетерпимости. Это очень мягко и поддерживающе…
После знакомства с Мюррей по ее книге, я попала на тренинг, который проводила ученица Мэриллин у нас в городе.
Тренинг был о близости, о том, что мы живем со своими родными и близкими, на самом деле, очень на расстоянии. И что не дает нам сближаться, и как, все-таки, стать ближе к себе, к супругам, к детям, к родителям. И как удерживать при этом свои границы.
На этом тренинге я и узнала про такой замечательный инструмент как: «Круги близости, ответственности и влияния», о котором сейчас расскажу.
Возьмите вот такой шаблон
и расположите в нем все, что Вам близко. Это могут быть люди, животные, дела, работа, хобби. Делайте это спонтанно, так, как приходит в голову.
А теперь вот то, что на самом деле должно происходить в Вашей жизни. Вот, как это выглядит.
Дальше приведу один опросник, который поможет в работе с моделью «Круги близости».
-
1. Отношения с этим человеком безопасны?
-
2. Готов(а) ли я рядом с ним оставаться ранимым и уязвимым человеком?
-
3. Доверяю ли я этому человеку?
-
4. Честен ли со мною этот человек?
-
5. Носят ли отношения с этим человеком односторонний характер?
-
6. Рассказываем ли мы друг другу о своих чувствах?
-
7. Уважаем ли мы друг друга?
-
8. Заботимся ли друг о друге?
-
9. Идут ли эти отношения на пользу обоим?
-
10. Приятно ли мне находиться рядом с этим человеком?
-
11. Радуется ли этот человек возможности побыть со мной?
-
12. Показывает ли этот человек, что ему приятно меня видеть?
-
13. Могу ли я рядом с ним оставаться «Естественным ребенком»?
-
14. Этот человек меня подбадривает и побуждает меня к тому, чтобы при нем я был(а) «Естественным ребенком»?
-
15. Рядом с этим человеком я доволен(а)/расслаблен(а) или ощущаю напряжение/тревогу?
-
16. Интересны ли мы друг для друга?
-
17. Какова история наших отношений? Делили ли мы друг с другом в течение продолжительного времени радость/грусть/интересы?
-
18. Какие у нас есть общие интересы?
-
19. Есть ли у нас общие ценности?
-
20. Как часто мы общаемся?
А вот как бывает:
Что можно сказать об этой модели?
Самое первое — это созависимые отношения в семье, где жена не присутствует в своей собственной жизни. Зато ее много в жизни мужа.
Если дочь совершеннолетняя, то она занимает не свое место, а место мужа. Здесь возможен «психологический инцест», такие дочки могут навсегда остаться в родительской семье или сбежать из нее в замуж.
Работа находится на не предназначенном для нее месте, занимая позицию несовершеннолетнего ребенка . Иногда в такой ситуации детей нет вообще, ибо есть замена им — работа. Убиться и умереть на работе в таком случае очень просто. И ощущение несправедливости, что не признают и не продвигают может быть тоже очень сильным.
Мать занимает правильное место в жизни женщины, круги близости мы сейчас рассматриваем как пример.
Практикующим психологам этот инструмент может быть полезен в начале терапии своим охватом всей жизни клиента, пониманием того, что происходит в его жизни в целом, что для него важно, что нет, насколько его жизнь им управляется и кто те люди (и не только), кто близки клиенту.
Другая функция — рефлексивная, дать клиенту возможность взглянуть на свою жизнь самостоятельно, своими глазами, не через взгляд психолога.
Ну и, наконец, как скрининговый инструмент, с помощью которого можно оценить изменения, которые происходят в жизни клиента благодаря процессу терапии.
Есть у этой модели и особая функция — меры близости… Когда чувствуешь дисбаланс в том, что происходит в твоей жизни, можно сделать этот тест и посмотреть на наглядную картину твоего бытия. Сделать выводы и заняться переустройством жизни. Будучи психологом самому себе.
Ну и конечно, я всем желаю, чтобы в вашей жизни все было на своих местах, особенно вы сами.
Колобовская Людмила
- Одноклассники
- Google+
- Вконтакте