Очень часто ко мне приходят для составления плана вакцинации дети старше года без прививок (или только с теми, которые поставили в роддоме). Причины обычно три:
1. «Мы не антипрививочники, но хотели подождать до года, чтобы иммунитет окреп».
2. «Мы были напуганы/ничего не понимали/поддались давлению, а теперь почитали, образумились и хотим прививать».
3. «У нас был медотвод» (надо ли писать, что медотвод в 99% ложный).
Особенно сложно, когда ребёнку уже 5—6 лет, и стандартные схемы вакцинации неприменимы. Всё время приходится что-то изобретать.
К счастью, иногда с вопросами об отложенной вакцинации обращаются заранее, и есть возможность предотвратить эту ошибку. Воспользуюсь поводом (сегодня опять задали этот вопрос) и напишу о плюсах и минусах отложенной вакцинации. Возможно, этот список неполон, и я не против, если коллеги добавят что-то, что я смогу включить в окончательную версию.
Итак, отложенная вакцинация:
−
1. Ребёнок беззащитен. Вакцинация начинается рано не просто так. Большинство инфекций, от которых делаются прививки в первые полгода жизни, для малышей смертельны. БЦЖ бережёт от туберкулёзного менингита, который возникает в основном на первом году жизни. Прививка от гепатита В спасает от цирроза печени, который у крохотных детей развивается очень быстро после заражения (а заражение часто происходит в родах, потому что до 30% носителей вируса гепатита В об этом не догадываются). Коклюш-дифтерия-столбняк-полиомиелит-гемофильная инфекция (КДСПГ) прививаются многократно, и полноценная защита от них формируется только после полугода, поэтому в цивилизованных странах сейчас принято прививать от КДС беременных, чтобы уберечь детей первого полугодия хотя бы материнскими антителами. У нас в стране такая вакцина для взрослых появится только в 2018 году, и мы переймём эту практику у первого мира. А пока коклюш остаётся смертельной опасностью для детей первых месяцев жизни. Ротавирус вызывает тяжёлое обезвоживание именно у детей первых двух лет жизни, поэтому его тоже начинают рано и стараются закончить к полугоду жизни. Отложенная вакцинация оставляет ребёнка беззащитным перед всеми этими смертельными и инвалидизирующими инфекциями – без всякой на то уважительной причины.
2. Прививки рассчитаны на малышей. Массовая вакцинация младенцев проводится уже много десятков лет, и за это время были привиты сотни миллионов детей. Эффективность и безопасность вакцин хорошо изучены, и графики вакцинации являются следствием этого тщательного анализа. Да, младенческий иммунитет несовершенен, и именно поэтому некоторые вакцины вводятся повторно. Однако соблюдение сроков, указанных в календарях, позволяет достичь высокого уровня защиты, несмотря на эту незрелость. Больше того, иногда после дальнейших исследований оказывается, что достаточно и меньшей кратности введения, и календарь слегка переписывается. Никто не хочет делать детям лишние уколы. Поэтому аргументы о слабости иммунитета несостоятельны, но также не имеют смысла и аргументы о вмешательство в естественное развитие иммунитета. Иммунная система развивается путём тренировки, и прививки для неё – это как интенсив в спортзале для мышц. Ребёнок постоянно испытывает антигенную нагрузку, которая позволяет иммунитету дозревать, и прививки это дополнительный вклад, но никак не помеха этому развитию.
3. Чем ребёнок старше, тем более выраженные реакции вероятны. Созревание иммунитета приносит с собой проблему: ребёнок ярче реагирует на введение вакцинных антигенов. Само по себе никакой опасности это не несёт, однако реакции на прививку – это то, чего опасаются многие родители, и, откладывая вакцинацию, они только увеличивают шанс получить высокую температуру, отёк и покраснение места укола, а также аллергическую реакцию, которая для младенцев нехарактерна.
4. Чем старше ребёнок, тем больше стресса причиняют прививки. Иммунизация младенцев – это разной степени стресс для родителей, но минимальный стресс для ребёнка. Не секрет, что дети гораздо больше боятся антуража, вида игл и запаха антисептиков, чем самой боли, которая при применении современных шприцев минимальна. Грудной ребёнок кричит от нескольких секунд до пары минут, затем успокаивается и забывает о прививке, часто уминая за обе щеки вовремя приготовленную грудь. Ребёнок постарше гораздо более осознан, помнит предыдущие прививки, и его не только сложнее успокоить, но впоследствии и уговорить на прививку. У него остаются неприятные воспоминания и страх, иногда на всю жизнь. И как следствие этого рождается следующий пункт.
5. Вакцинация более старших детей нарушает контакт с врачом и снижает желание идти в клинику. Отношения пациента с врачом имеют огромное значение для эффективности лечения. Почти исключительно на этом строится вся гомеопатия, остеопатия, рефлексотерапия и любые другие шарлатанские методы, опирающиеся на эффект плацебо. В случае конвенциональной медицины эффект доверия врачу накладывается на действенность доказанных методов лечения, а недоверие, наоборот, снижает приверженность лечению и, как следствие, эффективность. Доверительные отношения пациента и врача строятся с детского возраста, и не очень полезно начинать их с длительной череды уколов. В нормальном случае как минимум половина вакцинации проходит в первом полугодии, оставляя не так много на более осознанный возраст. Если же к врачу приходит «нулёвый» ребёнок на своих двоих, то их отношения начинаются с 6—8 месяцев ежемесячных уколов, и как ни минимизируй их травмирующую составляющую, приятного в этом мало. Многие дети после этого начинают паниковать уже на этапе сборов в клинику, когда понимают, что их ждёт.
+
1. Меньше уколов. Как уже было сказано, с возрастом иммунитет становится активнее, и некоторые прививки нужно делать меньше раз, если мы начинаем позже. К таким относятся, в частности, пневмококк, менингококк и гемофильная инфекция. Кроме того, после года уже нет смысла делать БЦЖ и ротавирусную вакцину. В общем, с возрастом количество необходимых процедур уменьшается. Однако надо помнить, что происходит это за счёт снижения защиты, которой может не оказаться в нужный момент.
2. Экономия. Следствием из предыдущего пункта является снижение затрат на вакцинацию, если она проводится в частных учреждениях. Например, у нас в клинике Менактра (вакцина от менингококков ACWY) стоит 7,5 тыс. рублей. Может возникнуть закономерное желание сэкономить и подождать до 2 лет, ведь тогда её надо вводить не дважды, а всего один раз. Однако ни один человек, видевший фотографии детей с менингококцемией, из которых минимум треть погибает, причём чаще всего в течение первых суток от начала заболевания, кажется, не задумается о необходимости своевременной вакцинации этой прививкой. Желание сэкономить может выглядеть выигрышным только в краткосрочной перспективе.
3. Больше плюсов у отложенной вакцинации нет.
Иногда в плюсы отложенной вакцинации заносят наблюдение за здоровьем ребёнка первого года жизни. Мол, если у ребёнка есть врождённые заболевания, то начав прививать до их проявлений, мы можем как-то навредить. Здесь надо знать, что если заболевание есть, оно проявится независимо от прививки. Хотя прививка может в редких случаях послужить триггером (пусковым моментом), она не является причиной. Триггером может с той же вероятностью послужить любая ОРВИ (а ОРВИ неизбежны), а невакцинирование детей с врождёнными заболеваниями подвергает их особенному риску: таким детям ещё опаснее болеть контролируемыми инфекциями. Поэтому наблюдение за здоровьем на первом году никакой пользы не несёт, но может причинить вред, подвергая ненужной опасности из-за отложенной вакцинации.
=
Выводы делайте сами. Мне лично кажется очевидным, что отложенная вакцинация это вредительство, которое, к несчастью, часто поддерживается людьми, обладающими медицинским дипломом. Помните, что и ваш акушер-гинеколог, и невролог, и узист, и хирург, и какие-либо ещё врачи, без веских аргументов утверждающие, что с вакцинацией надо повременить, недостаточно компетентны, чтобы давать такие советы и тем более не имеют права официально давать медотвод.
Федор Касатонов
- Одноклассники
- Вконтакте