WHO есть кто в кабинете министров?
Вот две знаменитые женщины: одна из прошлого — Сонька Золотая ручка (1846-1902), другая наша современница — Татьяна Алексеевна Голикова, которую можно бы назвать и Золотая ручка, и Резиновая ножка. Почему они — Золотые ручки? А потому, что ловкие, ухватистые, цепкие. Почему Резиновая ножка у Голиковой? А потому что умеет отменно прыгать по должностям, да каждый раз все выше и выше.
Да, у этих женщин много общего! Обе они из чисто пролетарских семей. У Соньки отец — сапожник, мать — портниха. У Голиковой отец — слесарь, мать — продавщица в рыбном магазине. Обе с юных лет, несмотря на пролетарское происхождение, мнили себя аристократками. Сонька получила титул «королевы блатного мира», а Голикову в школе за надменный характер и манеры тоже прозвали королевой, но почему-то снежной.
Но между ними больше различий, чем сходства. Настоящее имя первой — Софья Блювштейн, урожденная Соломониак, она брюнетка, вторая — блондинка. Первая была замужем раз пять и родила трёх дочерей, из которых две были в Москве артистками оперетты; вторая — выходила замуж только дважды.
В пятьдесят лет Блювштейн крестилась, получив при этом православное имя: по одним данным — Мария, по другим — Татьяна. Пролетарка Голикова в школе была секретарем комитета комсомола — подобно тому, как были комсомольскими деятелями Ходорковский, Березовский, Павел Гусев и другие нынешние миллионеры-деры.
Сонька работала индивидуально, сама, а Голикова трудится в большой всероссийской артели. Сонька артистически, виртуозно обирала богачей: в роскошных гостиницах, вагонах первого класса, ресторанах, — т. е. стремилась, в меру своего понимания и своих возможностей, сократить разрыв в благосостоянии между ними и бедняками (коэффициент Джини). Голикова же предпочитает иметь дело с простыми людьми, в частности, с пенсионерами. Примечательно и то, что первая облегчала карманы богачей и в других странах Европы, вторая же думает и заботится о карманах только своих соотечественников.
Разным был и трудовой путь женщин. Соньку неоднократно хватали, арестовывали, судили, отправляли в ссылку или на каторгу. Так, в 1880 году в Одессе за изящную экспроприацию избыточных ценностей у одного толстосума её сослали в Сибирь, но она вскоре оттуда бежала.
В 1885 году за ту же любовь Соньки к чистому искусству воровства её в Смоленске присудили к трем годам каторги, да ещё всыпали 50 плетей.
В конце концов, когда она была уже в нынешнем возрасте Голиковой, Золотую Ручку сослали на Сахалин. После третьей попытки побега на неё там надели кандалы. В это время на Сахалине был Чехов. Он Соньку видел, и в своей книге о поездке на каторжный остров Антон Павлович упомянул о ней: «Это маленькая, худенькая, уже седеющая женщина с помятым, старушечьим лицом. На руках у неё кандалы: на нарах одна только шубейка из серой овчины, которая служит ей и тёплою одеждой, и постелью. Она ходит по своей камере из угла в угол, и кажется, что она всё время нюхает воздух, как мышь в мышеловке, и выражение лица у неё мышиное. Глядя на неё, не верится, что еще недавно она была красива до такой степени, что очаровывала своих тюремщиков…» Да ведь так очаровывала, что с их же помощью убегала из заключения.
Татьяна Алексеевна на своем творческом пути не знала ни арестов, ни судов, ни каторги, ни плетей, ни побегов, ни кандалов. Ничего подобного! Наоборот, Резиновая ножка позволяла ей очень ловко прыгать с одной ступеньки на другую, что повыше. Ну, поначалу шла твёрдой походочкой: кандидат экономических наук (2005) — доктор наук (2008) — профессор (2017)… Прекрасно! Впрочем, несколько странно, что в 2002 году, ещё не защитив даже кандидатскую, Голикова уже стала первым заместителем министра финансов. Ну, хоть бы просто заместителем. Нет, именно Первым! А в 2003-м, опять-таки еще не будучи кандидатом наук, Татьяна Алексеевна уже обрела чин действительного государственного советника 1-го класса. Ну, хоть бы третьего! Нет, именно первого… В следующем, 2004 году она — заслуженный экономист Российской Федерации. И только после этого защитила кандидатскую. Да как не защитить, имея за спиной столь блистательный перечень высоких должностей?! А уж дальше пошло-поехало, прыг-прыг: министр здравоохранения и социального обеспечении (2007-2012) — председатель Счётной палаты (2013-2018) — заместитель председателя правительства по вопросам социальной политики (2018)… Того и гляди, не сегодня-завтра впрыгнет в кресло министра обороны или премьера! Тем паче, что тут и ордена «За заслуги перед Отечеством» разных степеней приспели: в 2008, 2012 и 2016 годах.
И что же в итоге? Ну, итог Соньки — Сахалин, кандалы, смерть в 55 лет. Даже до путинской пенсии не дожила. А Голиковой? Она, пролетарка, сама доложила в антикоррупционной декларации в 2016 году:
Два участка земли общей площадью 27 389 кв. м (в т. ч. Ясная Поляна, усадьба графа Льва Толстого — 0,7 гектара). На этом зелёном просторе у неё — два дома общей площадью 1328 кв. м, а в Москве еще две квартиры суммарной площадью в 360 кв. м («СР», 11.09.2018). Если бы все 11 комнат квартиры Пушкина в Петербурге на Мойке, 12 были бы аж по 50 метров, что невозможно, конечно, то и тогда великий поэт с четырьмя детьми жил бы куда как теснее, чем Резиновая ножка с супругом и с орденами «За заслуги перед Отечеством» трех степеней.
И вот диво какое! Казалось бы, какая продвинутая и вознесённая дама. Жить бы ей и радоваться. Но нет… В интервью каналу «Россия-24» она уверяла, что никакой коррупции у нас в стране нет, ни синь-пороху, но есть почему-то «всеобщая необоснованная ненависть к чиновникам. Они работают в условиях всеобщей ненависти» (там же). Точно сказано: ненависть именно всеобщая, всероссийская, всенародная. Меткий глаз у Татьяны Алексеевны, и язык тут сработал хорошо. Подумать только! Они, чиновники-то, ночей не спят, отдыха не знают в самозабвенных трудах на благо народа, а тот чем платит в ответ?!
Но это всё-таки, можно сказать, предварительный итог. Каков же окончательный? А вот. О Соньке поставлено 17 фильмов. Первый еще в 1915 году, немой, а на нашей памяти — 12-серийный фильм Виктора Мережко. А на Ваганьковском кладбище стоит загадочный памятник ей, к которому постоянно кладут цветы. И не удивительно! Она же боролась за социальную справедливость. А Голикова? Она до сих пор выглядит почти как Людмила Гурченко в фильме «Карнавальная ночь». И памятник ей тоже могут поставить — рядом с памятником если не Столыпину, то с уже стоящим памятником Жириновскому.
http://zavtra.ru/blogs/ruchki_nozhki_i_t_d_?utm_referrer=htt…